• 01_Jimi-Hendrix.jpg
  • 02_Janis-Joplin.jpg
  • 03_Jim-Morrison.jpg
  • 04_Elvis-Presley.jpg
  • 04_marc_bolan.jpg
  • 05_1_bon-scott.jpg
  • 05_vysotskiy.jpg
  • 06_John-Bonham.jpg
  • 07_John-Lennon.jpg
  • 08_Bob-Marley.jpg
  • 09_ordanovskiy.jpg
  • 10_davydov.jpg
  • 11_kussul.jpg
  • 12_bashlachov.jpg
  • 13_tsoy.jpg
  • 14_yanka.jpg
  • 15_naumenko.jpg
  • 16_Freddie-Mercury.jpg
  • 17_Kurt-Cobain.jpg
  • 18_kurehin.jpg
  • 19_golubev.jpg
  • 20_svin_panov.jpg
  • 21_kondrashkin.jpg
  • 22_dyusha.jpg
  • 23_zaytsev.jpg
  • 24_George-Harrison.jpg
  • 25_kokorin.jpg
  • 26_alex.jpg
  • 27_litvinov.jpg
  • 28_morozov.jpg
  • 29_kormiltsev.jpg
  • 30_danilov.jpg
  • 31_rikoshet.jpg
  • 32_tshurakov.jpg
  • 33_pivovarova.jpg
  • 34_letov.jpg
  • 35_sologub.jpg
  • 36_DIO.jpg
  • 37_samusik.jpg
  • 38_Gary-Moore.jpg
  • 39_zaderiy.jpg
  • 40_Amy-Winehouse.jpg
  • 41_guberman.jpg
  • 42_gorshok.jpg
  • 43_gustav.jpg
  • 44_fan.jpg
  • 45_docenko.jpg
  • 46_monin.jpg
  • 48-Joe-Cocker.jpg
  • 49-bastrakov.jpg
  • 50_bbKING.jpg
  • 51_Chris-Squire.jpg
  • 52_Lemmy-Kilmister.jpg
  • 53_Bowie.jpg

Есть огонь в душе моей...

22 апреля в Санкт–Петербурге состоялось знаменательное событие — Фестиваль памяти рок–музыкантов. Он собрал знаменитые и старейшие группы, почтившие память своих ушедших коллег. Среди участников оказались и рижане — «Цемент» под водительством блистательного Андрея Яхимовича. «Вести Сегодня» тоже посетили мероприятие.

 

Для тех, кто больше не с нами

Люди, заставшие 80–е, прекрасно помнят, что в ту незабвенную эпоху русский рок являлся больше чем просто музыкой — он объединил молодежь бывшего великого и нерушимого, став для них универсальным языком. Как сказал знаменитый журналист и критик Андрей Бурлака, который вел мероприятие, «то были веселые и неповторимые времена. Любовь к рок–н–роллу объединила в одну огромную семью и музыкантов и их поклонников. Мы тогда колесили по просторам огромной страны — сегодня Ленинград, завтра Рига, послезавтра Алма–Ата — и всюду находились свои люди».

Неофициальной столицей русского рока, его Меккой, считался Ленинград. С тех пор немало уже утекло воды и многие, слишком многие нас покинули. Виктор Цой, Майк Науменко, Дюша Романов, Сергей Курехин, Михаил Горшенев — этот скорбный список можно продолжать долго…

Идея фестиваля памяти, что называется, витала в воздухе — и за ее воплощение взялся Игорь Семенов, фронтмен групп «Присутствие» и «Рок–Штат».

Как рассказал Игорь газете «Вести Сегодня», это стало для него, наряду с выпуском нового альбома, символом возвращения в музыку после долгого перерыва. Поддержать благое начинание пожелали такие именитые коллективы, как «Мифы», «Странные игры», НЭП, естественно, выступил и сам инициатор со своим «Рок–Штатом».

А вот для рижан из «Цемента», как это ни удивительно, нынешняя поездка в Питер оказалась первой в истории группы. И это тем более удивляет, учитывая, что в конце 80–х группа реально гремела в СССР, а ее лидер Андрей Яхимович (кстати, сам ленинградец по рождению), президент Рижского рок–клуба, и тридцать лет назад считался человеком очень известным.

Записанная с его участием в 1984 году работа группы «Поезд ушел» под названием «…в замочную скважину» вошла в сто лучших магнитоальбомов русского рока по версии Александра Кушнира. Позже, основанный на обломках «Поезда» «Цемент» вызвал, по воспоминаниям Андрея Бурлаки, фурор на двух крупнейших независимых рок–фестивалях СССР: в Черноголовке и в Подольске. Рижане тогда поразили всех профессионализмом и виртуозностью, резко контрастировавшими с модными тогда трехаккордными песенками про колбасу, духовность и борьбу с режимом.

И вот не прошло и тридцати лет, как «Цемент» добрался–таки до Питера. Что называется, лучше поздно, чем никогда. (После фестиваля по его итогам на музыкальных форумах питерцы пишут: «Привезите нам еще «Цемент»!» Зацепило, однако. Так держать, Яхим!)

Я имел возможность наблюдать за мероприятием начиная с саундчека. У дверей некогда знаменитого ДК Цюрупы прикурил у скромного мужчины, оказавшегося басистом «Мифов» Сергея Пугачева, и проследовал внутрь. Это было безумно интересно — наблюдать за тем, как в будничной, деловой обстановке отстраивают звук герои твоей юности, люди, чьим творчеством ты всегда восхищался. Можно было заправиться пивком у барной стойки, общаться с музыкантами, вволю набираясь впечатлений.

 Драйв, угар и рок–н–ролл

 К шести часам народ подтянулся в зал, и концерт стартовал. Его открытие доверили трио под руководством виртуозного гитариста Павла Зелицкого, в составе которого играет, кстати, знаменитый барабанщик, ветеран многих легендарных групп Игорь Черидник. Они представили смешанную программу, состоявшую из песен и инструментальных вещей. Особый восторг публики вызвала исполненная в память легендарного Джимми Хендрикса его композиция Little Wing — музыканты с любовью «раскрасили» ее своими виртуозными пассажами.

А затем на сцену вышли непревзойденные «Странные игры». С творчеством ее лидера Виктора Сологуба впервые познакомился в далеком 2001–м, когда в моем Даугавпилсе выступил его тогдашний электронный проект «Deadушки». Что касается СИ, то они еще в начале 80–х произвели в Ленинграде фурор своим «абсурдистским ска», резко отличавшимся от всего того, что предлагали слушателю другие тогдашние группы.

В последнее время «Странные игры» собираются от случая к случаю — и всякий раз восхищают уже нынешнее поколение ценителей качественной музыки, ибо и сейчас репертуар группы звучит абсолютно свежо и современно. «Странным играм», увы, тоже есть кого поминать — в 1984 году скончался их основатель Александр Давыдов, в 1999–м умер барабанщик Александр Кондрашкин, а в 2009–м — гитарист Григорий Сологуб, брат Виктора. В нынешнем составе его заменяет сын Виктора Филипп.

СИ исполнили в числе прочего свои коронные номера «Хороводная», «Плохая репутация», «Метаморфозы», «Солипсизм», «Смотри в оба», «Песню Дадаиста», сопровождая их эксцентрическим шоу, главными героями которого были отец и сын Сологубы, саксофонист Алексей Рахов и клавишник Николай Гусев. Набрав один из аккордов, Виктор извинился перед публикой: «Извините, кривовато получилось, Гришки–то нет…»

Потом на сцену вышел «Цемент». По совести сказать, наши земляки от души показали питерцам, как надо играть правильный рок–н–ролл! Яхимович помянул ушедших коллег музыкантов, включив в свою программу кавера Майка Науменко («Завтра меня здесь не будет»), Дюши Романова («Холодное пиво») и Аркадия Северного («Пиковая дама»). На завершение «Цемент» выставил «Девяносто–конченный год» — ее цинично–оптимистичное настроение прекрасно соответствовало тематике фестиваля: мертвые мертвы, но жизнь–то продолжается!

Бард Вячеслав Ковалев исполнил несколько нетленок Высоцкого. Далее пришел черед показать, на что он способен, самому организатору мероприятия: «Рок–Штат» Игоря Семенова разбавил блюзово–рок–н–ролльные ритмы качественным, вминающим тяжеляком. Лично я в этот момент ощутил присутствие духа Led Zeppelin и Black Sabbath. Показательно, что Игорь не стал акцентироваться на «золотом старье», а сделал упор на вещах со своих свежих альбомов «Навсегда» и «Мои танцы». Лично меня особенно впечатлили величественный «Красный рассвет» и «Больше неба нет». Кстати, в «Рок–Штате» играют такие именитые музыканты, как Павел Борисов (экс–ДДТ) и Марк Бомштейн (экс–»Джунгли») — профессионализм чувствовался в каждой ноте.

Жизнь продолжается

После сцену оккупировал именитый НЭП — играли плотно, агрессивно, смешивая мощь хардовых риффов с вольным панковским духом. Меня особенно зацепили не серьезные их вещи типа «Знай» или лирические вроде «Спичек нет», а угарно–юмористические «Я болею за Зенит» и «Экология». Кстати, у тех слушателей, что помоложе, именно НЭП вызвал наибольший отклик — и наградой музыкантам стал ожесточенный хедбэнгинг.

Закрывать фестиваль доверили «Мифам» на правах старейшей группы города. Этому ансамблю исполняется в нынешнем году — страшно подумать! — пятьдесят лет, кажется, что он будет существовать вечно.

Еще в конце 70–х «Мифы» считались великой русской группой, так же как «Машина времени» считала их недосягаемым идеалом. За столь солидный срок в рядах «Мифов» успели побывать несколько десятков участников, некоторые из которых, увы, уже на том свете. В частности, в 2007–м наш мир покинул один из основателей «Мифов» Сергей Данилов. В связи с этим символично, что свой сет группа начала с печально–философских «Земляничных полян», прозвучавших реквиемом по всем тем, кто больше не с нами. Затем «Мифы» вжарили рок–н–роллы — и несмотря на солидный возраст участников, они отнюдь не посыпали песком сцену, а лидер группы Геннадий Барихновский вообще отжигал так, что любой молодой мог бы обзавидоваться!

Он давно уже живет в Германии, но регулярно навещает родной город, чтобы порадовать поклонников своего таланта. Насмешила песня–посвящение бывшей подруге, которая хочет ехать в Европу, а ей в ответ предлагают поцеловать в…

Завершение выдалось и вовсе душевным. «Мифы» исполнили гимн «Бей, колокол» — втроем у микрофона встали Барихновский, Сологуб и Семенов — а потом, на бис, «Мэдисон–стрит». А под самый занавес вышел знаменитый гитарист Юрий Наумов, на сей раз без инструмента. Он принялся читать стихи Майка и Башлачева — и строки СашБаша «Моя голова перекресток железных дорог» эхом отдавались в моем мозгу, когда я бежал ловить последний поезд метро. Катарсис, абсолютное счастье…

Владимир ВЕРЕТЕННИКОВ

Газета "Вести сегодня" и Vesti.lv

РАЗМЕСТИ СВОЙ САЙТ НА HOST+

HOSTPLUS - дом для вашего сайта